Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?
Воспитание
В закладки
Малыш уже почти месяц посещает дошкольное учреждение, но все еще без слез провести там день не получается. Психологи рассказывают, как помочь ему приспособиться к новым условиям.
Сколько длится адаптация
Важно понимать, что для ребенка стрессовыми являются и первый поход в детский сад, и смена дошкольного учреждения, и возвращение к своим воспитателям и группе после поездки в отпуск с родителями. В каждой из этих ситуаций малыш проходит адаптацию. По словам детского психолога, психотерапевта Елены Науменко, адаптация ребенка в детсаду длится месяц, а у некоторых этот период растягивается до полугода."Есть переломные, критичные дни: часто это третий, седьмой и двенадцатый. Поэтому я на себя всегда брала смелость давать мамам совет — сделать перерыв и устроить ребенку выходной: предупредить воспитателя и не вести ребенка в детсад, а оставить его дома, в привычной обстановке", — говорит Елена Науменко. Кстати, "домашние дни" полезны не только для психологической, но и для физической адаптации малыша. Пребывание дома поможет ему справиться с чужими вирусами и микробами, ведь иммунитет у детей до пяти лет развит крайне слабо и они легко подхватывают болезни.
Показатели адаптации
Если ребенок взял сам ложку и начал кушать, это первый показатель того, что адаптация проходит успешно, объясняет Елена Науменко. Второй показатель — когда ребенок начинает в садике ходить в туалет. Это значит, что он признал это пространство. Можно сравнить это с животными, которые метят свою территорию. Третий показатель — если ребенок нормально спит в садике днем.Что делать в первые недели
У всех деток адаптация проходит по-разному, но общая рекомендация такова: все делать очень-очень постепенно. Елена Науменко советует сразу не оставлять ребенка в детсаду на целый день. Начинать лучше с прогулки, знакомства с новыми людьми (воспитателями, нянечками и детьми), пространством, звуками, запахами. За первую неделю можно довести время пребывания ребенка в детсаду до двух-трех часов. "Бывают дети, которых можно оставить до обеда. Через пару недель становится более-менее понятно, как ребенок будет адаптироваться", — говорит психолог.Плачет и капризничает
Детский психолог Татьяна Рибер рекомендует найти, придумать причину, почему ребенок должен ходить в сад. "Не потому, что маме нужно на работу или ребенку надо адаптироваться к другим деткам, а потому, что он очень нужен садику, людям в нем. Необходимо найти мотивацию: например, он дежурит в группе или помогает воспитательнице раздать всем деткам какие-то важные предметы", — предлагает она варианты.Если ребенок капризничает, можно не оставлять его на дневной сон в садике. При этом Татьяна Рибер советует наблюдать за сном ребенка дома. Если в нем происходят какие-то изменения, это может свидетельствовать о том, что ребенка что-то не устраивает. Он может не плакать и мужественно ходить в сад, но переживать внутренний стресс.
Не хочет расставаться с мамой
Это самая распространенная проблема, поэтому психологи придумали массу рекомендаций по ее решению. Самый простой совет — это сменить сопровождающего. Если ребенок сильно привязан к маме, то пусть в сад его водит кто-то другой, с кем у ребенка менее сильная эмоциональная связь, например, папа или бабушка.Дальше нужно постепенно приучать ребенка к расставанию с мамой. Детский психолог Анита Вайаканти предлагает начать с мини-расставаний на мини-расстояния. Уходите в другую комнату "поработать" в то время, как ребенок остается в детской с кем-то из взрослых. Не запрещайте малышу приходить к вам в комнату, если видите, что ему и это дается с трудом. Даже, наоборот, разрешите ему войти, когда он очень соскучится. Увеличивайте время расставаний, когда ребенок привыкнет к мини-расставаниям, а после делайте большим и расстояние, то есть выходите из дома.
"Играйте в прятки. Эта игра подразумевает расставание, и, главное, все дети ее очень любят. Но ни в коем случае не затягивайте с поиском ребенка", — говорит Анита Вайаканти. Или же в игровой форме давайте ребенку задания: например, нарисовать вам сюрприз или построить замок в качестве сюрприза в соседней комнате. "А сюрприз что подразумевает? Правильно — ребенок должен находиться вне зоны вашей видимости, следовательно, и вы вне его", — объясняет Анита Вайаканти.
Также, продолжает она, можно разыгрывать среди игрушек сцены прощания. Большая игрушка прощается с маленькой, так как ей нужно идти на работу. Но на работе большая игрушка часто вспоминает маленькую и думает о ней. Когда большая игрушка возвращается домой (а она всегда возвращается), они с маленькой обнимаются и радуются встрече друг с другом.
"Заведите ритуал прощания, который может включать целовашки, обнимашки, стихи, песенки, волшебные слова — все, что душа пожелает. Важно, чтобы этот ритуал был всегда одинаковым. Можно попросить малыша помочь вам собраться: принести расческу, положить в сумочку телефон и т. д. Самое важное — это время, которое вы всегда и обязательно выделяете на эти ритуалы", — подчеркивает Анита Вайаканти.
Не делится игрушками
Тут все элементарно, говорит Елена Науменко. Просто поставьте себя на место ребенка и скажите, захотели бы вы делиться своими любимыми вещами. Скорее всего, вы ответите: "Нет". Так почему ребенок должен хотеть делиться со всеми своей любимой игрушкой?Не ест в детсаду
"Если малыш отказывается есть, я настаиваю на том, чтобы не кормить ребенка насильно. Еда — это удовольствие, которое сопровождает нас всю жизнь, и ни в коем случае нельзя делать из нее наказание. Если заставлять ребенка есть, у него может возникнуть невротическая рвота — это реакция не на пищу, а на все новое и непривычное вокруг, которого оказывается слишком много. Не заставляйте ребенка есть — он не умрет, если не пообедает в саду. Если мама уж очень переживает, можно дать ребенку с собой галетное печенье. Но это нужно больше для мамы, чем для самого ребенка", — говорит Елена Науменко.В этом контексте нужно напомнить мамам о том, что деткам необходимо давать витамины (лучше после консультации с педиатром) и обязательно — достаточное количество питья. Купите ему его личную специальную бутылочку для воды и давайте ему каждый день в садик. Пусть он знает, что у него всегда есть личная вода и он сможет ее попить.
Сейчас в садиках чаще советуют приводить ребенка до завтрака, чтобы детки успели пообщаться между собой, возможно, провести некий ритуал приветствия, что для них важно. Но в целом кормить ли ребенка завтраком дома, нужно решать в каждом индивидуальном случае. Все зависит от того, как вообще ваш малыш относится к завтраку.
Более того, если адаптация проходит тяжело, Татьяна Рибер предлагает кормить ребенка завтраком дома, а не в детском саду, и забирать обратно до обеда. Почему в этом есть смысл, даже если ребенок нормально завтракает в саду? Потому что утром в саду наблюдается некая нервозность: все приходят, переодеваются, спешат. А если вы покормите ребенка дома, то придете в сад уже после окончания завтрака, чуть позже остальных детей, когда вся утренняя суета уже закончится.
"Хотя, конечно, если ребенку нравится детсадовская еда и он с удовольствием садится за стол, то пусть ест. Просто в первые недели забирайте его до сна", — советует Татьяна Рибер.
Не играет с другими детьми
Это ситуация, которая, по словам психологов, должна меньше всего беспокоить родителей. Как объясняет Елена Науменко, дети до трех лет не нуждаются в общении со сверстниками. В этот период у них все игры манипулятивные либо такие, которыми руководит взрослый человек или старший ребенок. Потребность в дружбе с одногодками формируется ближе к пяти годам, тогда же начинаются первые влюбленности. Так что если ваш малыш не играет с другими детьми, в этом нет ничего страшного, если при этом он не проявляет агрессии."Умение контактировать и играть с другими детьми вообще не обязательно. У детей до трех лет низкие игровые способности, они не могут дать обратную связь другому ребенку, заинтересовать и долго удерживать его внимание чем-то интересным. Так что "пойдем, ты будешь играть с другими детками" для трехлетки — это не мотивация ходить в детский сад", — соглашается Татьяна Рибер.
Дерется с другими детьми
По словам Татьяны Рибер, в таком случае нужна индивидуальная работа с психологом. Сейчас такой специалист есть в каждом детсаду, обратитесь к нему. Не нужно его бояться — надо идти и просить о помощи. Пусть он приходит, наблюдает за детьми, играет с ними и учит их взаимодействовать.Не слушает воспитателя
"Нужно выяснить, в чем дело, спокойно разобраться. Лучше поговорить с каждым отдельно. Спросить у ребенка, что случилось, выслушать его версию. Возможно, возникло простое недопонимание. Может быть, правила в садике и в семье отличаются. А может, ребенок просто что-то не понял, и маме какое-то время нужно быть переводчиком с детского на воспитательский язык", — объясняет Елена Науменко.Обязательно оставляйте воспитателю номер своего телефона и договаривайтесь, в каких случаях с вами связываться. И если ребенок будет сильно проситься домой, пусть воспитатель позвонит вам, чтобы вы пришли и забрали его.
Чего нельзя делать
Нельзя предлагать ребенку вариант "не бойся". "Нужно вообще убрать это словосочетание из лексикона. Нельзя настраивать ребенка на то, что он вообще может чего-то бояться. Нужно говорить, например: "Если ты захочешь в туалет, то попроси помощи у воспитателя или нянечки", а не "Не бойся попросить воспитателя, если ты хочешь в туалет", — объясняет Елена Назаренко.Нельзя одевать малыша в неудобную, легко пачкающуюся, дорогую одежду, чтобы не расстраивать ребенка и маму, если с вещами что-то случится. Также одежда у детей, особенно в период адаптации, должна удобно и легко надеваться и сниматься. "Старайтесь, чтобы на одежде было поменьше пуговиц, кнопок, застежек, на обуви — шнурков, чтобы на футболках и свитерах были широкие горловины и ребенку не приходилось с трудом протискивать в них свою голову", — советует Татьяна Рибер.
Нельзя нарушать свои обещания. "Если вы обещали вернуться за ребенком после обеда — возвращайтесь. Обещали что-то принести ему — приносите. Обещали пойти погулять после детского сада — гуляйте", — подчеркивает Анита Вайаканти.
Что нужно делать
Надо не проецировать свои страхи, если они у вас есть, на ребенка. "Эмоциональная связь малышей с мамами очень сильна, и если мама тревожится, то ребенок обязательно это считывает", — объясняет Елена Науменко.Нужно всегда быть уверенной в своих действиях и оставаться спокойной, даже если ребенок расстроен. Так, объясняет Анита Вайаканти, ребенок будет видеть вашу уверенность в том, что все будет хорошо. Если малыш сильно взволнован и плачет, то психолог предлагает попробовать такой сценарий: "Я забираю твои слезки и страхи (поднесите ладошки к ребенку и сделайте вид, что что-то забрали), прячу в свой кармашек, а тебе прямо из своего сердечка дарю радость (передаете ребенку в ладошки невидимую радость)". "Помните, ребенок впитывает вашу уверенность. Если вы ее не чувствуете, то это повод разобраться в себе", — обращает внимание психолог.
Необходимо проговаривать с ребенком разные варианты, обсуждать с ним сценарии поведения: "Если тебе нужно будет то-то, ты делаешь то-то". Все это через игру, например, пусть он обучает своих кукол.
Обязательно рассказывайте всем своим знакомым, подругам, консьержке, даже кассиру в магазине, что ваш ребенок ходит в детский сад. Пусть он это слышит и знает, что мама гордится его успехами. Для ребенка это очень важно.
Нужно давать ребенку с собой любимую игрушку. Пусть малыш сам выберет, какую именно игрушку он возьмет с собой в садик. "Если любимую игрушку у него один раз отберут, в другой раз он уже ее не возьмет, выберет другую. Но в любом случае игрушка — это его связь с домом. Кроме того, он сам должен принимать решение, что с ней делать: играть и брать ее в группу или положить в шкафчик для переодевания, чтобы она просто была в зоне его доступности. Возможно, он положит ее под подушку и будет с ней только спать", — рассказывает Татьяна Рибер.
Игрушка может быть и талисманом, говорит Анита Вайаканти. Можно смастерить его вместе с ребенком, и это будет успокоительной и поддерживающей вещью для ребенка. Сейчас в магазинах продается много интересных игрушек, которые можно сшить и набить, можно вылепить и запечь, чтобы стала твердой, можно выбрать другой, лично ваш вариант создания талисмана. "Но можно поступить проще — купить эту "успокоительную" игрушку. Укладывать малыша спать с нею, разговаривать (желать спокойной ночи, при расставании прощаться). Главное, чтобы эта игрушка начала ассоциироваться с вами, то есть с безопасностью", — объясняет Анита Вайаканти.
Нужно читать ребенку терапевтические сказки на тему расставания с мамой. "Обсуждайте их. Вспоминайте и проговаривайте. Можно чтение таких сказок сделать ритуалом перед сном, тогда вы получите эффект "2 в 1": и качественное общение с ребенком, и коррекция страха разлуки с мамой", — предлагает Анита Вайаканти.
Источник
Комментарии (0)
Мама приходит ко мне и жалуется: ребенок разбрасывает по комнате свои игрушки. Спрашиваю: что он делает при этом? Ответ: «Он разбрасывает свои игрушки!».
Все мы слышали, что, выпивая 1,5-2 л воды в день, мы оздоравливаемся и приносим организму пользу. Но с помощью воды можно еще и избавиться от лишнего веса! У этого
Какое давление считать слишком большим? На этот вопрос есть вполне однозначный ответ. Не так давно Американская кардиологическая ассоциация снизил планку понятия
Мы в детстве сами себе делали кошельки из бумаги. Те, кто постарше, прекрасно помнят это время. Достаточно обычного двойного листика из тетради, чтобы соорудить себе